Мужской хор «Православные Певчие» организован в 1992
году из лучших певчих московских храмов и монастырей для участия в
торжественных богослужениях и концертах. Истоки мужского хорового пения в
России лежат в древней традиции певчих дьяков, ведущей свое начало с 16-17
веков. Возникновение хоров, сочетающих служение в храме с публичными
выступлениями, стало возможным тогда, когда на хор обратили внимание не
только как на клириков, то есть людей участвующих в богослужении, но и как
на инструмент, способный озвучить авторское сочинение. Один из первых
автографов принадлежит руке царя Ивана 4, Грозного (1530-1584), который был
большим ценителем церковного пения и стал создателем одного из первых хоров
– «Государевых певчих дьяков».
Репертуар хора «Православные Певчие» обширен. Он
включает в себя: 1. Специальные программы, посвященные этапам становления
церковного пения: «Литургическая музыка 17 века» - расшифрованные
современными музыковедами древние рукописи монодий и раннего русского
двух-трехголосия, 2. Напевы всемирно известных монастырей: Киево-Печерской и
Троице-Сергиевой лавр, Оптиной и Зосимовой пустынь, Московского Кремля и
др., 3. «Русский партес» из произведений Титова Василия Поликарповича
(ок.1650-1710), Галуппи Бальдассаре (1706-1785), Бортнянского Дмитрия
Степановича (1751-1825), Веделя Артемия Лукьяновича (1767-1808), Давыдова
Степана Ивановича (1777-1825) и др., 4. Сочинения композиторов «Московской школы» - Кастальский
Александр Дмитриевич (1856-1926), Гречанинов Александр Тихонович
(1864-1956), Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927), Чесноков Павел
Григорьевич (1877-1944), Шведов Константин Николаевич (1886-1954) и др. 5. Сочинения композиторов «Петербуржской школы» - Архангельский
Александр Андреевич (1846-1924), 6. Антология церковного хорового письма 17-20 вв., 7. Древние распевы в современной традиции московских монастырей, 8. Православное венчание, 9. Литургическая музыка православных священнослужителей, 10. Сочинения для сольного голоса в сопровождении хора и др.
Художественный руководитель хора, Смирнов Георгий Александрович –
профессиональный хормейстер, окончил с отличием Государственное музыкальное
училище им. Гнесиных, Московскую консерваторию по классу хорового
дирижирования, музыковед – тема кандидатской диссертации «История
становления музыкально-хорового цикла Православной Литургии». До создания
мужского хора «Православные Певчие»
Смирнов Г.А. работал хормейстером, дирижером и регентом в храмах и
профессиональных мужских хорах Москвы, в том числе Мужском хоре
Издательского отдела Московского Патриархата, Московском Свято-Даниловом
ставропигиальном монастыре, занимался изучением истории русского церковного
пения, издал ряд сборников русской духовной музыки. В течение ряда лет
будучи редактором издательства «Музыка», в 1989 году подготовил к печати
«Всенощное бдение» С.В.Рахманинова. Это было одно из первых изданий русской
духовной музыки после 70-летнего забвения. В настоящее время Смирнов Г.А
также является заместителем Генерального директора
Международного благотворительного некоммерческого
фонда "Русь - Мое Отечество" по пропаганде Российской
культуры и Русских церковно-певческих традиций.
С момента своего первого публичного выступления хор сразу
привлек внимание слушателей и музыкальных критиков исключительно высоким
профессиональным мастерством, сдержанностью и строгостью звучания, особой
атмосферой духовности. В настоящее время «Православные Певчие»
- это один из лучших хоров Москвы, о чем свидетельствует неизменный
успех на концертах, а также многочисленные восторженные отклики
отечественной и зарубежной прессы.
Хор ведет активную концертную и гастрольную деятельность. С
большим успехом хор побывал во многих странах мира: США, Германия,
Швейцария, Испания, Греция, Словения, Польша, Норвегия. Вот лишь некоторые
значительные концертные акции с участием коллектива: Международные фестивали
духовной музыки в Москве, Международные праздники диаконского искусства им.
Великого архидиакона Константина Розова, Международный фестиваль духовной
музыки в г.Марктобердорф (Германия), Бостонский международный фестиваль,
посвященный 200-летию возникновения Православия в Америке, Всемирная акция
«Мир без противопехотных мин» в Женеве (под патронажем принцессы Дианы).
Постоянными творческими партнерами хора являются выдающиеся
мастера вокального искусства, в том числе: народные артисты СССР Ирина
Архипова, Артур Эйзен, Александр Ведерников и др. С Ириной
Константиновной Архиповой хор сотрудничает с 1992 года, с первых дней своей
творческой жизни. Итог сотрудничества – два компакт-диска с прославленной
певицей, совместные гастроли по России и за рубежом, участие в наиболее
значимых благотворительных акциях, в том числе в программе «Звезды в Кремле»
и др.
1 сентября 2007 года Георгий Смирнов был назначен регентом Храма
Христа Спасителя.
Со свойственной его натуре энергией и огромным
энтузиазмом он принялся за новую работу. Однако, служение в Храме Христа
Спасителя не стало его окончательным местом работы.
Результатом недолгой, но плодотворной работы
на месте главного регента Православной России, помимо заметного роста
профессионального уровня Патриаршего хора, стали
приведение в надлежащий
порядок Осмогласного пения хора, а также большое количество
партитур, подготовленных для успешного проведения Патриаршего Богослужения.